Специфические признаки понятия интеллектуального капитала предприятия

Невзирая на разнообразие определений, представленных в современной научной литературе, можно утверждать, что основным принципом формирования теории интеллектуального капитала предприятия является принцип научности, соблюдение которого гарантирует дальнейшее "продвижение" в развитии общества, которое базируется на использовании интеллекта и знаний. Главным заданием доктрины интеллектуального капитала является наработка векторов лучшего удовлетворения потребностей людей, учитывая экономические и интеллектуальные возможности и экологические последствия от предпринимательской деятельности субъектов ведения хозяйства.

Следовательно, можем констатировать, что проработка отечественными и зарубежными учеными терминологического определения интеллектуального капитала предприятия характеризуются глубиной, масштабностью и всесторонностью.

Выделим специфические признаки понятия интеллектуального капитала предприятия:

1) базируется на знаниях и интеллекте, потому главным инструментом развития интеллектуального капитала является "интеллигентное предприятие", для которого характерным является перманентный процесс учебы, который происходит в пространстве и времени;

2) выступает в то же время в качестве ресурса и результата осуществления предпринимательской деятельности;

3) во время круговорота может находиться одновременно в разных формах, (например, в "Запасах" и "Готовой продукции") а также одновременно функционирует в сферах производства и обращения, в отличие, например, от средств производства, офисной мебели или недвижимости, находящейся на балансе предприятия, у которых одно чётко специфическое назначение;

4) накапливается и хранится в специфических формах, в частности, интеллектуальный капитал имеет динамический характер, а потому его накопление является трудным заданием, поскольку в результате неиспользования последний может исчезать или быстро терять свою ценность;

5) передается частично, трудно поддается копированию (например, это присущее индивидуальному интеллектуальному капиталу, который постоянно находится в собственности носителя);

6) быстро распространяется, что обеспечивается функционированием в условиях "инфономики". Преимущества предприятий в условиях "новой экономики" обеспечиваются интеллектуальным капиталом, знаниями и информационными технологиями, которые организуют его движение. Отметим, что развитие информационных технологий началось еще в XV в. с появлением печатных изданий, которые обеспечили возможности размножения текста в тысячах экземпляров. Цивилизационное продвижение, которое характеризуется революционными изменениями в информационных технологиях, превратило информацию в новый фактор развития. С каждым годом расширяются возможности передачи информации путем использования телефонов, факсов, Интернета, что, в свою очередь, положительно влияет на появление и увеличение объемов информации, повышение возможностей ее поиска и использования. Такие прогрессивные изменения стали реальными благодаря развитию информационных технологий, которые постоянно наращивают свои возможности сбора и передачи знаний, что вызывает изменения в организационных структурах современных предприятий в направлении внедрения динамических и децентрализованных сетей;

7) подлежит одновременному и многократному использованию в экономических процессах. Во время обихода, в отличие от материального или финансового капиталов, интеллектуальный капитал не изнашивается, а приумножается, развивается, обогащается;

8) экономическая ценность отображается разницей между рыночной и балансовой стоимостью субъектов ведения хозяйства. Заметим, что данная разница характеризуется позитивными тенденциями, однако, для того, чтобы утверждать, что предприятие является интеллектуальным, такое превышение должно быть многократным и носить стабильный характер.

9) ограниченными на сегодня есть возможности измерения и оценки интеллектуального капитала в традиционных системах бухгалтерского учета, в частности, это объясняется частичным отображением интеллектуального капитала в традиционных формах финансовой отчетности (например, статья "Нематериальные активы");

10) составные элементы интеллектуального капитала отличаются по своей природе и характеру функционирования, что требует разработки общепринятой его классификации для проработки критериев, положенных в основу их оценки и установления однородных элементов, а также обеспечит повышение на этой основе качества стандартов финансовой отчетности. Отметим также, что практики уже реализовали попытки ввода инновационных моделей финансовой отчетности субъектов ведения хозяйства, которые позволяли на основе проведенных мониторингов готовить отчеты об интеллектуальном капитале фирмы. Это касается таких известных фирм, как "Skandia AFS" и "The Dom Chemical";

11) применение интеллектуального капитала обеспечивает генерирование ожидаемых денежных потоков и положительно влияет на капитализацию предприятия, а, следовательно, все в большей степени определяет стратегическое, уравновешенное развитие субъекта ведения хозяйства. В сущности интеллектуальный капитал предприятия является совокупностью экономических отношений, в которые вступают предприниматели и наемные работники, которые являются владельцами-носителями индивидуального интеллектуального капитала относительно поиска, превращения, обогащения и диффузии (трансфера, распространения) знаний, генерируюемых интеллектом. В процессе функционирования интеллектуальный капитал участвует в процессах формирования, распределения и перераспределения добавленной стоимости, созданной в результате функционирования интеллектуального капитала;

12) интеллектуальный капитал предприятия как явление отображается появлением "лакун", представленных в виде разницы между рыночной и балансовой стоимостью субъектов ведения хозяйства, в частности рыночная стоимость фирмы "Kraft" при ее продаже в 4 раза превысила балансовую стоимость; фирмы "Rown — tree" — в 5 раз, а по утверждению ученых соотношение между стоимостью интеллектуального капитала и стоимостью материальных средств производства и финансового капитала высокотехнологичных компаний должно находиться в пределах от 5:1 до 16:1.

Мы в соцсетях