Преимущества и недостатки развития бизнеса по договорам франчайзинга

В последние годы в бизнесе активно развивается такое направление, как франчайзинг, и это вполне обоснованно. Отметим, что франшизой является платное открытие своего бизнеса с использованием известного бренда (торговой марки), технологий и методики ведения коммерческой деятельности франчайзера. Стоимость франшиз разная, в зависимости от бренда и условий работы с франчайзером. Со списком популярных франшиз для представителей малого российского бизнеса можно ознакомиться на странице рейтинга.

Суть и выгоды фрайчанзинга

Франчайзинг является одним из самых выгодных и быстрых методов развития нового бизнеса. Суть его заключается в том, что субъект предпринимательской деятельности (франчайзи) за определенную плату может прибрести право законно использовать интеллектуальную собственность и имя другой крупной известной компании (франчайзера). Другими словами, купить франшизу.

Компания может предоставить в качестве франшизы:

  • право использования своего бренда, товарного знака;
  • право использования своей технологии;
  • программное обеспечение и другие, необходимые для работы под брендом франчайзера, права интеллектуальной собственности.

Как отмечают аналитики, франшиза позволяет сэкономить, как минимум, пять лет развития своего бизнеса. Стоит отметить, что многие аналитические агентства ежегодно составляют рейтинг самых популярных франшиз, в том числе в России (https://franch.biz/).

Необходимо отметить, что покупка франшизы выгодна как покупателю, так и продавцу.

Выгоды покупателя заключаются в следующем:

  1. Использование уже известного бренда или товарного знака. При этом минимизируются затраты на рекламу.
  2. Использование уже готовых технологий, которые предоставляет франзайзер. Не нужно тратить средства на разработку программного обеспечения, налаживать схему бизнеса.
  3. Минимальные вложения в создание бизнеса.

Существуют и другие позитивные моменты в зависимости от направления и специфики деятельности.

Как показывает статистика, наиболее выгодными и прибыльными являются франшизы в таких направлениях бизнеса:

  • сеть магазинов розничной торговли (бизнес-ретейл);
  • сеть заведений общественного питания (рестораны, кафе под известными брендами);
  • выпуск продуктов питания. Это работа цеха по производству чипсов, мороженого, сухариков и других продуктов, открытие хлебопекарни;
  • здоровье и красота. Это фитнес-залы, СПА-салоны, точки реализации спортивного питания;
  • ломбарды и микрофинансовые компании;
  • строительный бизнес;
  • открытие филиалов популярных интернет-магазинов.

Продажа франшизы также очень выгодна франчайзеру. Это, в первую очередь, реклама своего товарного знака, бренда, причем компания-продавец франшизы за нее не платит, а наоборот, получает вознаграждение.

Способы оплаты франшизы

Стоит отметить, что если у предпринимателя недостаточно средств для покупки франшизы, некоторые франчайзеры согласны предоставить ее в кредит.

Всего существует два способа оплаты франшизы:

  • паушальный взнос, когда покупатель франшизы оплачивает ее один раз фиксированной суммой в момент заключения договора о предоставлении права использования бренда, товарного знака, технологий франчайзера.
  • роялти, когда покупка франшизы заключается в выплате определенного процента от общей выручки. Размер платы, как правило, варьируется от 5 до 10 процентов от суммы оборота.

Риски и недостатки франчайзинга

При том, что покупка франшизы выгодна предпринимателю, существуют и недостатки такой схемы развития бизнеса. Не обходится и без рисков.

К числу недостатков относятся:

  • отсутствие для предпринимателя возможности творчества. Франчайзи жестко ограничен условиями контракта, в котором его работа регламентирована даже в мелочах;
  • расходные материалы и оборудование франчайзи вынужден приобретать в принудительном порядке. То есть выбора, как правило, нет, и все необходимо покупать только у бизнес-партнера;
  • возможность франчайзера оказывать давление на предпринимателя. Порой условия для бизнесменов устанавливают очень жесткие. Контракты иногда предусматривают максимальную отдачу франчайзи и максимальную прибыль компании;
  • у некоторых франшиз иногда бывает довольно высокая стоимость.

Стоит отметить, что даже при использовании чужого раскрученного бренда и отлаженной схеме работы риск того, что бизнес не будет успешным, все равно остается.

Безусловно, преимущества франчайзинга более весомы, чем риски и недостатки. Предпринимателю остается только определиться, что для него лучше – творческая гибкость или стабильность бизнеса.

Мы в соцсетях