Американские суда, которые находятся в Черном море, обнаруживают свое месторасположение на суше прямо в сочинском аэропорту.
Экспертиза глобальных данных о движении судов в течение последних двух лет выявила несколько случаев когда группа судов сообщала о том, что, согласно GPS, они находятся на суше, в аэропортах, вдалеке от того места в море, где они в действительности находятся.
«Мы начали интересоваться этой проблемой в июне, когда капитан судна в Черном море сообщил, что его GPS, показывает, что он находится в аэропорту Геленджика, приблизительно в 25 милях от его реального местоположения», — рассказала президент некоммерческого фонда Resilient Navigation and Timing Foundation Дана Говард. «Он предоставил фотографии оборудования и другую информацию, которая убедила экспертов, что на его GPS-приемник специально подавался ложный сигнал (spoofing — спуфинг)», — добавила она.
По сообщению, подобное также происходило на 20 других судах, находившихся в этом районе.
«Спуфинг» приемника GPS — преднамеренная передача ложных сигналов GPS с целью заставить его выдавать неправильную информацию о местоположении судна или о времени. «Jamming» или подавление — блокирует прием сигнала GPS более мощными сигналами. Подавление и легче, и более распространено, чем спуфинг.
«В июле мы продолжили работу по июньскому отчету и нашли свидетельства того, что в некоторых случаях сигналы GPS в Черном море все еще периодически искажались. Тогда мы связались с Windward Ltd., лидером в сборе и аналитике данных о судоходстве чтобы заняться дальнейшим расследованием»,- заявила Говард.
Используя свои алгоритмы и данные из Автоматической идентификационной системы (AIS) судов, эксперты Windward выявили еще два случая массированного вмешательства в работу GPS в 2017 году, каждый из которых длится уже в течение многих месяцев.
«В связи с тем что мы видим те же самые искажения у множества судов и в определенных областях, похоже, что проблема — в GPS, а не в нарушениях работы AIS и, поэтому вероятно, проблема затронет все в регионе, а не только суда», — заявил соучредитель Windward сказал Матан Пелед.
«Самое интересное это то, что все три района, где выявлено искажение сигнала, включают в себя аэропорты — аэропорт Геленджика, международный аэропорт Сочи и санкт-петербургский аэропорт около Северного моря. Windward также обнаружил, что некоторые суда, которые по ошибке «появляются» в аэропорту Сочи, в действительности находились под Геленджиком на расстоянии примерно 200 километров (124 мили) от Сочи. Даже вчера, 25-го сентября, два судна «появились» в аэропорту Сочи, в 20 километрах (12 миль) от их фактического местоположения около гавани Сочи»,- отметил Пелед.
«Эти инциденты вполне увязываются с сообщениями о том, что люди в центре Москвы часто обнаруживают, что их GPS-приемники показывают, что они находятся в аэропорту Домодедово на расстоянии приблизительно в 25 миль», — сказала Говард. «Мы не знаем, откуда все эти ложные сигналы поступают, почему и зачем. С точки зрения безопасности это, кажется, очень хорошо, что они предоставляют очевидно ложную информацию. Большинство людей, вероятно, сразу же понимает, что их оборудование работает неправильно и игнорирует его. Менее грубые ошибки, вызванные спуфингом, могли бы привести к трагическим последствиям».
Хотя для спуфинга GPS требуется более сложное оборудование, чем для подавления, тем не менее, такое оборудование вполне доступно. В 2015 году китайский исследователь на хакерском форуме выложил пошаговые инструкции по сборке спуфингового устройства и продавал комплекты для сборки за 300 долларов. Готовые «генераторы сигнала GPS» теперь доступны в Интернете и очень популярны у энтузиастов Pokemon Go. Они используются для того, чтобы обмануть сотовые телефоны в отношении сбора вознаграждений из удаленных местоположений, без необходимости физического присутствия там.
«Реальный урок из всего этого», — говорит Говард – «что сигналы GPS могут быть легко искажены. Пользователи должны быть бдительны и принимать меры предосторожности».
Одни пользователи принимают меры предосторожности, а в России и некоторых других частях мира использует сигналы GPS в сочетании с наземными системами Chayka/Loran-C. Наземная электронная навигационная система работает с очень большими мощностями и ее почти невозможно нарушить. Россия, Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия и Индия оперируют такими системами. Соединенные Штаты заявили, что построят систему eLoran, ее же, по сообщениям, рассматривают Великобритания и другие. Комбинированные приемники GPS/eLoran/Chayka доступны от ограниченного числа поставщиков.