Летающие субмарины: в СССР начали конструировать плавающие под водой самолеты в 30-е годы

Летательный аппарат, обнаружив противника с воздуха, садится на воду, погружается на глубину в несколько метров в течение двух минут. Обнаруженная цель уничтожается внезапным торпедным ударом. В случае неудачи самолет в течение двух минут поднимается на поверхность и идет на взлет для новой атаки.

Такой видел свою летающую субмарину конструктор Борис Петрович Ушаков.

Естественно, этот проект не мог не появиться. Автомобиль-амфибия уже был, и почему бы не научить тот же самолет погружаться под воду? Началось все еще в 30-е годы. Будучи курсантом второго курса Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского в Ленинграде Борис Петрович Ушаков на бумаге воплотил идею летающей подводной лодки, хотя правильней сказать, подводного самолета.

Уже в 1934-ом году конструктор предоставил большую папку чертежей и рапорт на кафедру учебного заведения. Его проект долго «ходил» по кабинетам, коридорам и кафедрам вуза и получил гриф «секретно». Ушаков неоднократно дорабатывал конструкцию на основании сделанных замечаний. В 1935-ом году конструктору было выдано три авторских свидетельства на разные узлы своей машины, а уже в апреле 1936-го года его проект отправили на рассмотрение Научно-исследовательского военного комитета (НИВК) и в Военно-морскую академию. Огромную роль сыграл позитивный и подробный отчет о работе Ушакова, который подготовил капитан I ранга А.П. Сурин.

Только в 1937-ом году проект завизировал профессор НИВК, начальник кафедры тактики боевых средств Леонид Егорович Гончаров: «Разработку проекта желательно продолжать, чтобы определить реальность его осуществления». Документ изучил и одобрил начальник НИВКа военный инженер I ранга Карл Леопольдович Григайтис. В 1937—1938 годах проект по-прежнему «гулял» по коридорам и кабинетам. В его реальность никто не верил. Сначала его включили в план разработок отдела «В» НИВК, куда после окончания училища поступил Ушаков военным техником I ранга, потом снова исключили, а молодому конструктору пришлось продолжать работу уже самостоятельно.

Мы в соцсетях