Особенности международных перевозок в Южную Америку из России и обратно

С тех пор, как наша страна оправилась от политико-экономического шока в конце 90-х годов торговые взаимоотношения между южноамериканскими государствами и Российской Федерацией обрели новое дыхание, что увеличило товарооборот и потребность в взаимных логистических маршрутах. Особенности международных перевозок в Южную Америку из России состоят не только в том, что страны отделены друг от друга атлантическим океаном, но и в специфике отправляемых товаров и истории их взаимоотношений.

Если в советские годы отношения между СССР и странами Южной Америки носили в основном политико-идеологический характер, то сегодня торговые операции между континентами весьма активны.

Связи России и Южной Америки

Тесные экономические связи между Россией и Бразилией, Аргентиной, Колумбией, Венесуэлой и другими партнёрами существуют не только на государственном уровне. Известно, что Россия и Бразилия, являясь членами БРИКС наладили хороший контакт и являются стратегическими партнёрами, договорившись о создании «технологического альянса» в 2004 году, совместно работают в военной, космической отрасли и самолётостроении, обмениваются сырьем, товарами. Всё это создает благоприятный климат для совместной работы коммерсантов стран.

Всё большее число как новых так и опытных отечественных компаний выходят на перспективные рынки Южной Америки, а те в свою очередь используют преимущества, которые открываются им на российском рынке. Поэтому грузы всех стран латинского континента отправляются в Россию самыми различными путями, наиболее популярный и экономически выгодный из которых — морской.

Известно что регион южноамериканского континента традиционно является основным поставщиком свежих и сушеных фруктов, а также мясной и молочной продукции, кофе, рыбы и полуфабрикатов из неё. В свою очередь российские партнёры, заинтересованные в развитии перспективных рынков сбыта, поставляют контрагентам технологии, военную технику, энергетические товары, ресурсы.

Главные партнеры России в Южной Америке основали общий рынок (МЕРКОСУР), наша страна заинтересована в экономическом сотрудничестве в этом направлении, поскольку для благополучия собственных рынков должно формироваться как можно больше партнерских связей.

Грузы стран-партнеров

Самый крупный партнер нашей страны — Бразилия, закупает у России товары топливно-энергетического комплекса, активно развивая свою инфраструктуру нуждается в строительстве электростанций и поставке необходимых технологически-сложных решений, покупает товары космической отрасли, является крупным покупателем удобрений российского производства и энергоресурсов.

В свою очередь российские компании закупают у Бразилии, как крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции, продукты животноводства, зерновой и растворимый кофе, сахар, табак и многое другое.

Скоропортящиеся продукты доставляются в специальных контейнерах, холодильных установках, сыпучие, жидкие и твердые товары — в специальных контейнерах, которые впоследствии можно погрузить на железнодорожные тележки прямо в порту и отправить к месту назначения или перепогрузки.

Боливия предлагает российскому покупателю кофе и орех. Россия предлагает технологии и сырьё для развития топливно-энергетического комплекса страны (Боливия нуждается в товарах для развития разработки и добычи природного газа, месторождения которого найдены на территории государства), товары для металлургии, горнодобывающей промышленности, удобрения и технологические решения для сельскохозяйственного и других видов деятельности.

Аргентина активно развивает сеть гидроэлектростанций, поэтому получает по морю силовое оборудование и топливо из России, кроме этого в Аргентину из России по морю идут контейнеры с бумагой и бумажной продукцией, различное оборудование для металлургии и машиностроения.

Услуги по развитию сети железных дорог, а также товаров и технологий, необходимых для этого, оказываются нашей страной на основе многочисленных контрактов участников ВЭД. В свою очередь Аргентина поставляет в нашу страну новые современные сельскохозяйственные агрегаты.

Взаимные грузоперевозки между южноамериканскими государствами и Российской Федерацией ведутся давно и хорошо отлажены.

Гватемала получает по морю российские контейнеры с продуктами химической промышленности, чёрной металлургии, машиностроительного комплекса. Российские предприниматели закупают в Гватемале редкие специи, экзотические фрукты, табак, кофе, а также руды, содержащие редкий вольфрам.

Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Гондурас и ряд других стран Южной Америки сегодня не могут похвастаться объемами товарооборота, который характерен для стран, описанных выше. Зато объектом взаимного с Россией экспорта-импорта также являются товары:

  • со стороны РФ: сложные технологии в промышленности и энергетики, топливные ресурсы и продукты нефтепереработки, химическое сырьё и минеральные удобрения, электротехника, продукты металлургии, шины, легковые автомобили, пластмасса и т.д.
  • со стороны южноамериканских стран: сельскохозяйственная продукция, пиломатериалы тропических деревьев, рыба и рыбная продукция, концентраты редких металлов.

Логистика через океан

России определенно есть что предложить рынку южноамериканских государств, также как и предприятиям стран Южной Америки. Более двадцати лет ид ет работа по совершенствованию транспортного сообщения. Многие компании готовы взять на себя заботу о решении логистических задач при перевозке грузов через океан.

Особенности международных перевозок в Южную Америку:

  • из-за большого расстояния не всегда выгодно организовывать авиа транспортировку товаров. Высокая стоимость этого вида транспорта влияет на дороговизну товаров, что может снизить спрос на них. Авиаперевозка потребуется для случаев, когда груз должен быть доставлен максимально быстро, не взирая на издержки.
  • по естественной географической причине самый надежный транспорт в мире — железнодорожный — не может быть использован для прямых поставок, однако вполне пригоден и активно используется в составе сложных логистических цепочек, например при транспортировке товаров к порту в Европе или на латинском континенте из глубины материка в районы морских портов. При этом в некоторых странах Южной Америки железнодорожный транспорт нужно развивать.
  • автомобильный транспорт по большей части является лишь вспомогательным звеном в цепочках логистики международных перевозок.
  • идеальным инструментом перевозки грузов между континентами, разделенными океаном, еще долго останется морской. Оставаясь не самым быстрым, при относительной надёжности он позволяет оптимизировать издержки компании-поставщика наилучшим образом.

Услуги, которые потребуются при межконтинентальных перевозках

Грузы могут быть доставлены как генеральные (штучные, единичные продукты, которые предназначены для одного покупателя), так и сборные (несколько посылок, адресованных различным получателям, собираются в единую перевозочную ёмкость, контейнер):

  • из Южной Америки в Россию;
  • из России в Южную Америку;
  • логистические решения для каждого континента (железнодорожные перевозки, внутренние авиаперелеты, в том числе вертолётные, перевозка автомобильным транспортом);
  • сбор нужных документов, подготовка деклараций, производство и услуги по оформлению необходимых платежей таможенное оформление на всех этапах перевозки;
  • сертификация продукции из южноамериканского континента;
  • подготовка документов на выдачу разрешения вывоза российских товаров в Южную Америку;
  • страхование грузов.

Сроки перевозок

Самый дорогой и быстрый способ — воздушный — позволит адресату получить свой груз не более чем через одну неделю после отправки, а то и через пару дней, конечно, если не возникнет документальных проволочек и непредвиденных препятствий. Способ предпочтителен для перевозки скоропортящихся товаров, высокотехнологичной продукции, хрупких и особо ценных грузов, но выбирается нечасто из-за высокой цены.

Часто, стремясь сократить издержки на перевозку грузов, компании пытаются экономить время, включая авиаперевозку в систему мультимодальных перевозок, делая самолёты звеном в логистической цепи. Длительность перевозки увеличивается до трех недель, но всё равно будет гораздо быстрее, чем по морскому пути.

Железная дорога, которая получила хорошее развитие не во всех странах-партнерах российских компаний, также является частью мультимодальных схем перевозки. То же можно сказать и об автомобильном транспорте, пользоваться которыми можно при перемещении грузов в порт. Сроки отправления товаров будут гораздо дольше, чем с использованием авиасообщения.

Морской транспорт является классическим и проверенным способом, перевозчики доставляют грузы между континентами в течение месяца — двух, иногда больше, включая прохождение необходимых таможенных процедур и при условии, что логистика осуществляется без сучка и задоринки.

Во что обойдется международная перевозка

Особенности международных перевозок в Южную Америку из России и из России в Южную Америку состоят в том числе в сложности ответа на вопрос о предполагаемых издержках. Определить расходы можно лишь приблизительно даже при если учесть все факторы:

  • между какими конкретно странами производится перевозка (страны Южной Америки имеют различный выход к морским портам, от этого зависит, из какого порта латинского континента и в какой порт Евразии, Европейский или дальневосточный пойдет морское судно, следовательно, потребуется рассчитать путь и расходы на него);
  • нужна ли внутригосударственная логистика и посреднические отношения стран, предоставляющих свои порты для перевозки (а значит, надо включить в чек возможные, при необходимости, издержки на перевозку грузов до порта по железной дороге, внутренним авиасообщением, на автомашинах);
  • имеются ли в распоряжении фирмы-поставщика собственные контейнеры, рефрижераторы, цистерны и прочая тара, или необходимо оформить лизинг, аренду или покупку;
  • требуются ли услуги таможенных брокеров, компаний, которые возьмут на себя оформление множества бумаг, разрешений, сертификатов, за чей счет будет таможенное оформление при импорте и экспорте и проч.;
  • какова политическая и климатическая обстановка в регионе, нет ли рисков потери груза из-за противоправных действий и природных катаклизмов, можно ли их избежать или сделать прогноз;

Наиболее экономичная, она же самая долгая транспортировка грузов между Южной Америкой и Россией — морским транспортом. Более месяца товары с длительным сроком хранения благополучно пересекают Атлантический океан. Если быстрый срок не является существенным условием договора между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), пользование морским путем — наилучший выбор.

Второй возможный способ перевозки грузов между континентами — авиационный. Как уже отмечалось, не самый востребованный, не самый грузоёмкий, зато самый дорогой. Если условия договора между участниками ВЭД подразумевает срочную перевозку, например, высокотехнологичного груза, или специальный заказ, этот способ транспортировки вполне уместен и даже необходим.

Географическое положение государств Южной Америки и России таково, что других доступных транспортных способов, кроме воды и воздуха, просто не существует.

Наилучший способ организации процесса международных перевозок — аутсорсинг ВЭД

Международная перевозка имеет много нюансов, и если компания не располагает штатом опытных сотрудников, которые разбираются в этом вопросе, разумно обратиться в организации, которые много лет осуществляют перевозки между континентами.

Обычно консультации по организации международных перевозок должны быть щедро оплачены, но экономить не всегда хороший выбор, поэтому подписать договор на услуги по перевозке, если фирма делает это впервые, гораздо лучший вариант. В будущем, когда дело регулярных отправлений грузов за океан наладится и контрагенты станут больше доверять друг другу, выработают схемы сотрудничества, фирме-отправителю можно отважиться организовывать процесс и оформлять документы самостоятельно.

Часто специализированные фирмы берут на себя труд и организовывают перевозку грузов между Россией и Южной Америкой «под ключ». Учитывая, что подобный опыт есть не у каждой организации, производящей продукцию для экспорта, целесообразно не тратить время на консалтинг, а обратиться к опытным организациям с хорошим портфолио.

Воспользовавшись несколько раз услугами таких игроков на внешнеэкономическом рынке можно обучить собственных сотрудников и позднее взять на себя заботу по организации международных грузоперевозок. А можно избавить свою фирму от дополнительной траты времени и сосредоточить свои усилия на непосредственном производстве, а логистические и документарные задачи доверить профессионалам.

Мы в соцсетях