Серийные убийцы на экране: почему нас так привлекают такие сериалы, как «Декстер» и «Ганнибал»?

Они устрашающие, отвратительные и завораживающие. С вашей кажущейся нормальностью,
но также с необычайным интеллектом. Просмотр сериалов про злодеев — одно из самых неприятных удовольствий.

Оба героя не жестоки, они не хотят причинять боль своим жертвам, можно сказать, что с точки зрения этики убийства они гуманнее некоторых так называемых нормальные люди, зверски убивающие животных. Кроме того, их истории подтверждают то, что мы уже знаем из психологической теории о том, что каждый психопатический убийца пережил травму в прошлом, поэтому мы чувствуем, что дегенерация не полностью их вина.

Однако эти сериалы не для всех, тем более, что «Ганнибал» требует крепкого желудка, «Декстер» дает моменты передышки, поэтому он более доступен более широкой аудитории. Ганнибал мрачен, депрессивен, в нем мало действий, но много диалогов. — Попасть в этот сериал очень сложно и легко заблудиться. То, что его последующие части вообще создавались, связано с поклонниками, которые смотрят его в основном в сети, — отмечает Лидия Рудзинская.

Чему нас учат серийные убийцы?

И старый «Декстер», и относительно новый «Ганнибал» — это в некоторой степени рассказ о современных средствах массовой информации, которые с утра засыпают нас кровавыми изображениями войн, несчастных случаев и катаклизмов. Раньше у нас не было бы таких изображений, СМИ цензурировали их за нас. Сегодня мы слышим, что «зритель имеет на это право». — В древности люди ходили смотреть бои гладиаторов, а в средние века толпы собирались во время публичных казней, — рассказывает Лидия Рудзинская. — В нас, вуайеристах, все еще есть «ген вуайеризма». Это он говорит нам останавливаться, когда мы проезжаем дорожно-транспортное происшествие, чтобы посмотреть. Тем не менее, слишком много сцен насилия, которые нам показывают ежедневно, снижают чувствительность. Мы подобны той лягушке, которая, будучи помещенной в прохладную воду, не чувствует, что температура повышается, и позволяет себе кипятиться. Мы постепенно привыкаем к жестокости, и оказывается, что в результате мы способны терпеть больше, чем думали.

Создатели «Ганнибала» решили показать по телевидению то, чего раньше никогда не было, беспрецедентный уровень жестокости, его образность, а также уровень отклонения главного героя. Когда мы смотрим последующие эпизоды, мы сами чувствуем себя психопатами, потому что, наблюдая преступления Ганнибала, мы также в некотором роде участвуем в них. То же самое и с «Декстером» — мы ловим себя на том, что поддерживаем действия главного героя и хотим, чтобы он сбежал от полиции. — Как следствие, мы — герои этого сериала, потому что именно в нас возникают моральные дилеммы, — добавляет Лидия Рудзинская. — В одном эпизоде ​​Ганнибал спрашивает другого персонажа: «Ты все еще наблюдатель или уже участник?» и это тоже вопрос к нам.

— Есть забавная поговорка: когда наступает взрослость? Когда, просматривая рассказы со злодеями, перестаешь их бояться и захочешь с ними переспать, — говорит Лидия Рудзинская. — В какой-то момент нам начинают нравиться злодеи, в «Бэтмене» нас больше не привлекает Бэтмен и начинается Джокер. Злодеи интереснее, потому что они более сложные. Окружающие люди прозаичны и забавны. Они выделяются.

Интересно, что когда мы думаем «плохой человек», мы обычно видим Гитлера или какого-нибудь другого выродка, известного из истории, «Ганнибал» и «Декстер» показывают, что настоящее зло может быть скрыто в кажущемся нормальным человеком. Такое зло ужасно, но также привлекательно. Зло чистое, безудержное — это не скучно и не глупо. К счастью, у нас есть фильмы и сериалы, которые позволяют нам посвятить себя этому увлечению контролируемым образом, защищая нас от пересечения определенных границ, за которыми нет возврата.

Эксперт Лидия Рудзинская культуролог из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве

Мы в соцсетях