Ученые США: цепная череда мощных землетрясений в системах разломов может разрушить Калифорнию

Геологи из Мексики и специалисты Университета Калифорнии в Дэвисе (США) продолжили исследование, которое проводилось Геологической службой США (USGS), центром по изучению землетрясений Южной Калифорнии и Геологической службой Калифорнии, в ходе которого было установлено, что землетрясение в одной системе разломов могут провоцировать землетрясения в другой системе разломов. Однако результаты нового исследования указывают на то, что в Калифорнии в разных системах разломов подземные толчки могут распространяться по принципу «домино», что приведет к более катастрофическим разрушениям.

Предыдущее исследование проводилось в 2008-ом году. Тогда ученые определили, что в Калифорнии может произойти мощное землетрясение магнитудой 8,0 и более. Вероятность катастрофы в течение последних 30-ти лет увеличилась с 4,7% до 7%. Повышение риска ученые объясняли благодаря лучшему пониманию взаимосвязи между различными линиями разломов.

Как написал тогда в пресс-релизе ведущий ученый из USGS Нед Филд, проведенные исследования свидетельствуют о наличии системных проявлений во множественных разрывах в земной коре (мульти-разломы), где подземные толчки не ограничиваются одним событием, а могут привести к разрыву одновременно нескольких зон разломов.

Как заявил в своем докладе геофизик USGS Морган Пейдж, ученые пришли к пониманию, что мульти-разрывы способны привести к катастрофическому землетрясению. Ученый привел в пример землетрясение El Mayor Cucapah магнитудой 7.2 балла в северной Baja в 2010-ом году, которое перекинулось на другие системы разломов, включая разлом Borrego.

Кроме того, было отмечено и аналогичное мульти-землетрясение в октябре 1987-го года. Тогда землетрясение «Whittier Narrows» магнитудой 5,2 потрясло систему разломов Пуэнте Хиллз 1-го октября, а через три дня афтершок большей магнитуды в 5,6 потряс другие зоны разломов, вызвав существенные повреждения в четырех больших городах, в том числе в Лос-Анджелесе.

Однако результаты недавних исследований указывают на то, что такие землетрясения в зонах разломов могут вызвать настоящую цепную реакцию, и подземные толчки большой магнитуды могут распространяться по территории штата по принципу «домино», провоцируя один за одним новые катастрофические события в других системах, и переходя на довольно большие расстояния. Такие события, по мнению специалистов Университета Калифорнии в Дэвисе, могут спровоцировать в штате настоящий Армагеддон. Особую опасность подобных событий по-прежнему представляет разлом Сан-Андреас. Результаты исследования опубликованы в издании Nature Geoscience.