Ученые смогли раскрыть загадку супервулкана Самалас

Международная группа ученых, в состав которой входили российские исследователи, предложила новую научную теорию наступления Малого ледникового периода на планете после самого мощного извержения за последние 7 тысяч лет. В 1257 году в Индонезии произошло извержение супервулкана Самалас, которое было в два раза мощнее извержения вулкана Тамбора в 1815-м году.

Во время извержения вулкана Самалас пепловый столб достигал высоты более 40 километров, и в результате стихии было полностью уничтожено королевство Паматан. Химический состав ледниковых кернов в Гренландии, исследованный в 1980-х годах указывал на то, что в 13-м веке произошло самое мощное в истории человечества вулканическое извержение.

При этом сам вулкан ученые искали в течение долгого времени. Лишь благодаря записям на пальмовых листьях на старояванском французский исследователь Франк Лавинь в 2003-м году смог определить, что это был именно Самалас, который находится на острове Ломбок в Индонезии. В его кальдере образовалось озеро Сегара Анак, и это затрудняло обнаружение исполина.

Согласно нынешней научной теории в климатологии, именно его извержение является причиной аномального похолодания, голода, неурожаев и начавшихся из-за этого социальных катаклизмов в Европе после 1257-го года.

Результаты исследования группы ученых опубликованы в научном издании Nature geoscience. В группу ученых входили специалисты из России, Швейцарии, США, Франции, Великобритании, Канады и Китая. В исследовании участвовали российские ученые Владимир Мыглан из Гуманитарного института Сибирского федерального университета и Ольга Чуракова из Института геологических наук Института Берна. Как указано в научной статье, в результате проведенного исследования была опровергнута гипотеза о том, что извержение вулкана Самалас в 1257-м году спровоцировало наступление Малого ледникового периода и столетнего социального кризиса в Европе.

Свои заключения специалисты основывают на исследовании летописей таких городов Европы, как Вормс, Шпайер, Сибири, а также хроник урожаев и климатических данных годовых колец деревьев. Во время анализа этих источников ученые определили, что влияние извержения вулкана Самалас на климат Европы и суровое похолодание после 1257 года значительно преувеличено, потому что в местах распространения вулканических осадков имеется неоднородность климатических изменений.

Как рассказал Владимир Мыглан, Япония, Западная Европа и Сибирь испытывали наиболее сильное похолодание, а оно совпало с более теплыми, чем обычно, условиями в Северной Канаде и на Аляске. Скорее всего, в Северной Америке вулканическая радиация была смоделирована по позитивной фазе колебаниями теплого течения Эль Ниньо. Данные архивов подтверждают сильный голод в Японии и Великобритании, однако произошло это до извержения. По мнению исследователей, извержение Самаласа только усугубило существующий кризис, однако не являлось его причиной.

По материалам