Ученые: извержение Везувия и гибель Помпеи были не в августе, а в октябре 79 года

Известный итальянский археолог, профессор Неаполитанского университета Suor Orsola Benincasa Антонио Де Симоне, много лет посвятивший раскопкам в Помпеях, убежден, что современная датировка гибели этого античного города не соответствует действительности.

Согласно общепринятой версии, которая базируется на «Письмах» очевидца катастрофы — древнеримского писателя Плиния Младшего, Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла во время извержения Везувия 24 августа 79 года. В своих письмах к историку Тациту он подробно описывает обстоятельства гибели своего дяди — автора знаменитой «Естественной истории» Плиния Старшего, который прибыл на место стихийного бедствия, чтобы наблюдать редкое природное явление.

«Совершенно естественно, что свидетельства Плиния Младшего, в том числе и дата извержения Везувия, долгое время не подвергались сомнению. Однако в ходе многолетних раскопок мы с коллегами утвердились в мысли, что наиболее вероятной датой гибели города является 24 октября», — рассказал Де Симоне.

В тот роковой день 79 года над кратером вулкана поднялось гигантское облако вулканического пепла, которое полностью накрыло Помпеи, а также города Геркуланум и Стабии. Под многометровым слоем вулканического грунта оказалось множество объектов органического происхождения, в том числе тела погибших людей и животных. Со временем они истлели и оставили после себя пустоты, которые были обнаружены в ходе раскопок. Более ста лет назад археологи начали заливать их гипсовым раствором, и таким образом получили точные изображения погибших, а также принадлежавших им предметов.

«Занимаясь созданием гипсовых отливок, мы обратили внимание на то, что одежды погибших были сделаны из плотной, толстой ткани, никак не соответствующей жаркой августовской погоде. Затем у нас появились и другие факты, подтверждавшие гипотезу о том, что извержение случилось осенью. В частности, было установлено, что трагические события произошли, когда сбор винограда уже был завершен. Кроме того, выяснилось, что в корзинах с фруктами тогда находились гранаты, грецкие орехи и гроздья рябины, которые не могли созреть в августе», — отметил Де Симоне.

Археолог подчеркнул в этой связи, что оригинал «Писем» Плиния Младшего не сохранился, и историки опирались в своих работах на более поздний манускрипт. Однако в других списках этого классического произведения эпистолярного жанра в качестве даты извержения Везувия упоминается «девятый день перед ноябрьскими календами», то есть 24 октября. «Так что, скорее всего, Помпеи погибли как раз в эти дни 1936 лет тому назад», — констатировал ученый.

Источник