Ученые: Атлантическое побережье США уже нельзя считать сейсмически спокойной зоной

Группа геологов Чикагского университета (США) во главе с Дэвидом Роули провели исследование восточного побережья США и пришли к выводу, что эта «пассивная континентальная окраина», как называют эту зону ученые, — далеко не пассивная, а «пассивно-агрессивная».

Как известно, западная часть Северной Америки является сейсмоопасной, гористой и вулканической. Тем не менее, новые разработанные геологические модели подтверждают, что бурлящие недра нашей планеты искривляют и деформируют восточное побережье и многие другие стабильные зоны.

Группа исследователей разработала модель движения горячего вещества в земной мантии — очень вязком, хотя и твердом слое породы, которая находится между корой и расплавленным ядром.

Ранее ученые считали, что пассивные континентальные окраины, такие, как равнины атлантического побережья и находящего рядом дна океана не подталкиваются вверх геологическими силами. Наоборот, бытовало мнение, что атлантическое побережье постепенно и уверенно опускается, поскольку порода под ним охлаждается, а почва и песок заполняют пространство, которое освобождается утопающей континентальной окраиной. Как установили исследователи, вследствие этого процесса линия берега должна быть горизонтальной и ровной, однако на самом деле ровным побережье не назовешь.

Ученые смогли обнаружить движение мантии под восточной частью Северной Америки, включив в свою модель слой жидкой породы под жесткой оболочкой Земли — астеносферу. Модель, которая ранее не включала в себя астеносферу, указывала на то, что восточное побережье Северной Америки должно тонуть. Однако был выявлен совсем обратный процесс – оно поднимается, причем крайне неравномерно.

По словам Роули, вся Земля едет на динамической мантии, которая могла перекосить пассивные области, и из-за этого неверно был определен уровень океана в плиоцене, и авторы климатических моделей вынуждены будут пересматривать прогнозы повышения уровня мирового океана.

Эти научные заключения указывают на то, что восточное побережье США более нельзя считать сейсмически пассивной зоной. Как заявил геолог Кеннет Миллер из Ратгерского университета (США), она пассивно-агрессивная, а новые модели дают возможность судить о механизмах этой агрессии. Тем не менее, по его словам, работа Роули нуждается в дополнительной проверке на соответствие геологической летописи.

Результаты исследований были опубликованы в издании Science.