Новое открытие канадских ученых поможет разгадать загадку Йеллоустоуна

Результаты исследования ученых Университета Торонто (Канада) заставили специалистов совершенно по-другому посмотреть на геологию нашей планеты и тектонику плит. Как оказалось, древние следы геологических событий существенно влияют на сейсмическую и вулканическую активность на планете.

Как считали геологи ранее, сейсмическая и вулканическая активность проявляется именно на границе современных тектонических плит. Однако при проведении моделирования с помощью супер-компьютера SCINET, который является самым мощным в Канаде и одним из самых мощных в мире, они смогли выдвинуть реальную версию, что активность может проявляться и на территории самих тектонических плит.

Учеными была выдвинута теория, что древние геологические события, а именно границы древних тектонических плит, скрытые глубоко под поверхностью Земли, также влияют на землетрясения в наше время. Команда исследователей из Университета Торонто совместно со специалистами Университета Абердина создали модели, согласно которым старые (несколько миллионов лет) структуры, расположенные в местах вдали от существующих границ тектонических плит, могут вызвать изменения в структуре и свойствах на поверхности во внутренних районах континентов.

Как заявил руководитель исследования Филипп Херон, это потенциально серьезный пересмотр фундаментальной теории тектоники плит на планете. Используя созданные модели, ученые установили, что различные части мантии под земной корой могут провоцировать геологическую активность даже в пределах одной современной плиты.

Некоторые геологи уже отметили, что это открытие может помочь пролить свет на некоторые вопросы относительно вулкана Йеллоустоун. Как известно, гигант находится не на стыке тектонических плит, а именно внутри плиты. При этом до настоящего времени источник магмы вулкана геологами не установлен. Существовавшая ранее теория о магматическом плюме была опровергнута учеными Университета штат Иллинойс, которые выяснили, что плюм перекрыт от резервуаров вулкана древней холодной тектонической плитой. К тому же, на территории кальдеры Йеллоустоуна наблюдается повышенная сейсмическая активность.