Мифы и вымыслы о вулкане Йеллоустоун

О гигантском вулкане Йеллоустон, который расположен в США пишут много и часто. Понять журналистов многих новостных изданий можно, так как многие жители планеты, и особенно США, опасаются общепланетарной катастрофы вследствие извержения этого супервулкана.

Тем не менее, про Йеллоустоун публикуется масса недостоверной информации, домыслов, вымыслов, слухов, а также совершенно «уникальных» заявлений ученых, которые у простого обывателя вызывают усмешку. Вот некоторые из них.

Американские ученые заявляют, что вероятность извержения вулкана Йеллоустоун составляет 0,0000014 (0,00014%).

Стоит отметить, что эта цифра фигурирует в официальных докладах. Похоже, в США какая-то особая теория вероятностей. Цифра 0,0000014 была выведена следующим образом: вулкан Йеллоустоун извергается в среднем один раз в 730 000 лет. Вероятность была получена по простой формуле 1/730000= 0,0000014. Исходя из этого, для некоторых ученых мужей США вероятность катастрофы и через 5 лет после извержения Йеллоустоуна, и через 700 000 лет одинаковая и равняется 0,0000014. Такое «научный» подход однозначно вызовет сомнения даже у людей, не знакомых с теорией вероятности. Даже Геологическая служба США позднее признала, что эту вероятность решили вот так рассчитать, потому что определить этот показатель в принципе невозможно, а показать общественности какую-то цифру надо.

Ни о какой угрозе начала извержения Йеллоустоуна подъем поверхности в районе кальдеры и повышение температуры воды и почвы в национальном парке не свидетельствуют. Магматический резервуар Йеллоустоуна то раздувается, то сжимается, и происходящие в последнее время такие события ни о чем не говорят. Такое заявление сделал уже один из российских геологов.

Можно было бы согласиться, если бы не одно «но». Вулкан Йеллоустоун был открыт в 1959 году. А подъем поверхности Йеллоустоунского парка наблюдается с конца позапрошлого века. Логично задать вопрос, когда наблюдалось сжатие резервуара, и если оно имело место, то почему поверхность никогда не опускалась? И если это было много тысячелетий тому назад, то кто и когда это фиксировал?

Задолго до взрыва поверхность в Йеллоустоуне треснет по периметру кальдеры и это будет предупреждением о будущем извержении. Об этом заявил тот же российский ученый, что и в предыдущем случае.

Тут вообще без комментариев. Исходя из такого заявления, можно сделать вывод, что геологи имеют большой опыт наблюдений за извержениями супервулканов, подобных Йеллоустоуну, и происходят они чуть ли не каждый год.

Извержение Йеллоустоуна обязательно уничтожит США и будет угрожать всему живому, так как на планете наступит ядерная/вулканическая зима.

Совсем не обязательно. Это будет зависеть от типа извержения, которые бывают разные, а также от его интенсивности. Огромные размеры кальдеры не означают максимальную мощность извержения. Оно может быть как слабее, как и мощнее. К примеру, извержение гиганта Ла Гарита в США было в два раза мощнее самого интенсивного извержения Йеллоустоуна, и при этом он имеет гораздо меньший размер кальдеры.

Кроме того, многое зависит от типа извержения. За всю историю у Йеллоустоунского вулкана были самые разные типы извержений – начиная от гидротермального (не вулканического) из-за неглубоких резервуаров с паром и водой, до риолитового (взрывное, обычно очень интенсивное).

К примеру супервулкан Асо в Японии, который по размеру больше кальдеры Айра, успешно извергается уже на протяжении многих лет, а недавно выбросил столб пепла аж.. на 600 метров (для сравнения российский Жупановский – на 9 километров). При этом никаких глобальных катастроф это не вызывает, поскольку его извержение является стромболианским, которое сопровождается большим выделением вулканического газа и минимальным — лавы. Большая часть жертв этого исполина гибнет в Японии именно от отравления газами.

Если же Йеллоустоун повторит свое последнее взрывное извержение, которое произошло 730 тысяч лет тому назад, то это не только уничтожит США, но будет угрожать всему живому на планете. Если же извержение будет гидротермальным или стромболианским, американские власти отделаются масштабной эвакуацией, однако никакой катастрофы это не вызовет.

Ученые разрабатывают технологию бурения в кальдере Йеллоустоуна больших скважин на глубину магматического резервуара, чтобы магма через скважины выходила на поверхность, тем самым снижая давление внутри кальдеры, чтобы избежать взрывного извержения.

Никакой технологии бурения кальдеры никто не разрабатывает. Как официально заявили представители Геологической службы США, даже если пойти на гигантские затраты и технологические сложности бурения сквозь раскаленную кашицеобразную породу, бурение вряд ли будет иметь заметный эффект. При околомагматической температуре и давлении любая дыра будет быстро запечатана минералами, кристаллизующимися из естественных жидкостей, которые присутствуют на этих глубинах.

Дороги в Йеллоустоуне расплавились и закрыты.

В некоторых местах дороги действительно закрыты из-за того, что температура почвы поднялась, однако подавляющее количество дорог функционирует в нормальном режиме и иногда закрываются на обычный капитальный ремонт. Протяженность их в Йеллоустоунском парке немалая и они, как и все другие дороги, требуют ремонта.

В США заинтересовались планом российского ученого Дмитрия Федоренко уменьшения последствий извержения вулкана Йеллоустоун.

Это неизвестно. Никаких официальных сообщений об этом нигде нет.