Европейский научный фонд: в США недооценивают опасность извержения Йеллоустоуна

Европейский научный фонд опубликовал доклад, в котором эксперты научного ведомства детально указали на опасность для человечества извержения супервулкана. В своем докладе ученые призывают мировое сообщество начать готовиться к такому катаклизму, поскольку из всех угроз существованию человечества именно извержение супервулкана является самым вероятным и самым опасным.

Как указано в докладе, многие ученые явно недооценивают угрозу извержения гигантского вулкана, которая для всего человечества заключается в катастрофическом изменении климата во время и после извержения.

Авторы доклада отмечают, что при отсутствии должного и глобального мониторинга за вулканами, и при отсутствии готовности к извержению, человечество может не оправиться после такого катаклизма. Самое катастрофическое извержение вулкана Тамбора было в 1815 году, после чего последовал год без урожая и голод.

Кроме того, авторы полагают, что вероятность извержения супервулкана в этом столетии составляет 5-10%, в то время, как ученые Оксфордского университета оценивают этот риск лишь в 0,00003%.

В докладе особо отмечен риск извержения вулкана Йеллоустоун. Как полагают авторы, американские вулканологи недооценивают процессы в районе кальдеры гиганта, и успокаивают общественность заявлениями об отсутствии какой-либо опасности со стороны вулкана.

Несмотря на то, что сотрудники Геологической службы США (USGS) проводят постоянный мониторинг за процессами в районе кальдеры вулкана Йеллоустоун, никаких подготовительных мероприятий не рекомендуется и, соответственно, не проводится.

Поверхность кальдеры поднимается в среднем на 1,5 см в год, и это является признаком изменения давления магмы внутри кальдеры. В период с 2004 по 2008 год подъем составил 7,6 см ежегодно. Это более, чем в три раза быстрее, чем когда либо наблюдали ученые. В итоге, с середины лета 2004 года до середины лета 2008 года поверхность в районе кальдеры поднялась более, чем на 20 см.

В январе 2010 года в Геологической службе США заявили, что поднятие поверхности в районе кальдеры Йеллоустоуна значительно замедлилось, однако поднятие продолжается, хотя и более медленными темпами. Представители Геологической службы США, Университета Юты и Службы национальных парков до сих пор утверждают, что не видят никаких признаков катастрофического извержения Йеллоустоуна в ближайшее время. Временные ориентиры (вулкан извергается в среднем раз в 630 тысяч лет, а прошло уже 640 после последнего извержения) не стоит рассматривать в качестве причин начала извержения.

Эти выводы были подтверждены в декабре 2013-го года после публикации исследования ученых Университета штата Юта. Мало того, впоследствии, обнаружив, что объем магмы под Йеллоустоуном значительно увеличился, представители Вулканической обсерватории Йеллоустоуна, тем не менее, выступили с заявлением, что даже эти новые данные не могут означать усиления опасности извержения супервулкана Йеллоустоун в ближайшем будущем.

Американская пресса была менее оптимистична

В исследовании, опубликованном в GSA, было указано, что на сегодняшний день определены три зоны разломов, и, скорее всего, извержение будет происходить в двух областях, связанных с потоками лавы, возраст которой 174 – 700 тыс. лет, а третья область является центром нынешней сейсмоактивности.

В 2012-ом году исследователи выявили эти линии разломов, через которых может произойти извержение, что позволило чиновникам определить, в каких областях следует усилить мониторинг. Однако некоторые ученые неоднократно отмечали, что внутренние модели в кальдере могут очень быстро измениться.

National Geographic написал: «Природная красота Йеллоустонского национального парк может казаться спокойной, но это коренится в мощном вулканическом прошлом. Теперь геологи определили, в каких частях парка будет выброс лавы. Согласно результатам исследования, следующее крупное извержение Йеллоустона, скорее всего, будет сосредоточено в одном из трех параллельных разломов, проходящих через парк с севера на северо-запад. В двух из этих областей производился мощный выброс лавы во время последних извержений супервулкана 174 и 700 тыс. лет тому назад, а в третьей области происходили частые землетрясения за последние годы.

Как полагают ученые, увеличение объема магмы, продолжение подъема поверхности земли, увеличение температуры в реках Йеллоустоунского парка даже при нынешнем снижении сейсмоактивности Йеллоустоуна, не может означать полного спокойствия исполина.